blyg (blyg) wrote,
blyg
blyg

Category:

Всякие фотографии и концертные мысли. Или наоборот.






Литературы об особенностях концертной фотографии мало. Но странно не это, а то, что она вообще есть. Во-первых, всё, что нужно знать на эту тему, человек с головой и руками будет знать уже через пять минут после того, как начнёт фотографировать свой первый концерт. Если же у фотографа вышеупомянутых органов нет, либо они растут не совсем правильно, то никакими советами и книгами исправить это невозможно.

Вторая причина бесполезности статей на эту тему, вернее её малополезности - микроскопически малая целевая аудитория. Упрямая статистика неизменно показывает, что фотографиями посетителей концертов, то есть таких же Васей и Катей, как мы, интересуются в десять раз чаще, чем фотографиями групп. Из этих десяти процентов примерно у четверти появится желание фотографировать самим, а акредитацию получит в лучшем случае каждый двадцатый. И вот получается, что статьи на тему концертной фотографии могут заинтересовать примерно 0,125% фотографически заинтересованной части человечества.

Именно поэтому, злостной логике назло, я и решил поделиться некоторыми мыслями на эту тему. Но мыслей у меня в принципе мало, да и не задерживаютя они долго у меня в интеллекте, так что напишу об этом в конце заметки, если не забуду. Пока поведаю о кучке мероприятий, которые удалось мне посетить в последнее время вялотекущего ведения журнала.














В конце лета был очередной фестиваль, весь совсем попсовый, но гордо называвшийся синтипопсовым. Проходил во всё той же берлинской крепости. Все фотографии в галерее здесь



При входе в крепость посетителей встречает рыцарь с большим носом, отгоняющий крестом то ли мух, то ли вампиров. Судя по скептической физиономии, объекты отгонения отгоняются плохо. Под ногой у рыцаря хоккейная маска поверженного Джейсона из "Пятница, 13-ое".







Крепость построена криво и заваливается назад. Искажения широкоугольника здесь конечно же не при чём.






Первой выступала невнятная группа с забавным названием.







"Это, конечно, не моё дело, товарищ фотограф, но музыканты - с другой стороны"








Mesh. Голос у Мара Хокингса очень даже неплохой. Но как же ж можно при этом выглядеть, аки мешком стукнутый деревенский дурачок!






Да ещё и одеваться как хоббит-бомж.







Намедни узнал, что в конце 80-х на территории бывшего великомогучего практически никто не слышал о группе Camouflage. Крайне странно, тем паче что популярность мепеш дод, выплывшей на той же волне new wave, была до неприличия велика у советских подростков.

Update: как мне заметили, оказывается, настоящие депешисты всё-таки знали их.







Посмотрел я на кумиров далёкой юности и ещё раз убедился, что моложе люди с возрастом почему-то не становятся. Но лёгкость былую камуфляжники не потеряли.







На And One остался только сделать пару фотографий, музыка их мне странна и скучна. Но фотографирование группы, точнее вокалиста, оказалось крайне забавным занятием. Освещена была только задняя часть сцены, а сам Стив Нагави носился в полной темноте, причём носился так, словно у него в штанах цивилизация блох вела гражданскую войну. Некоторые фотографы просто опустили камеры и переглядывались с растерянными ухмылками.













Эту фотографию уже собирался стирать, когда заметил лицо в правом нижнем углу. Повеселился.







Где-то в сентябре имел место быть нойзово-електро фестиваль Schlagstrom. Интересное явление. Выступления в основном заключались в том, что на сцену выходил дядька с ноутбуком и следующие двадцать минут с деловым видом елозил мышкой по столу, аж дым из, точнее из-под седалища шёл. Звуки напоминали, да простят мне музыканты сей лёгкий снобизм, мои первые шаги во Fruity Loops. Но не исключено, что я чего-то не понял.








Зато народ колбасился на славу в качестве забавного диссонанса к озабоченно сгорбившимися над ноутбуками музыкантам.






В соседней комнате стояли различные приборы, которые тоже издавали всевозможные звуки неопределённой стилистики.






Одна группа разбавила эту диктатуру аккустических программистов. Галерея с фестиваля ещё не готова, поскольку никак не могу вменяемо прибить шумы на фотографиях, сделанных практически в полной темноте, поставлю где-то на следующей неделе. Было забавно. Пареньки погнули десяток металлических щитов, поломали циркулярную пилу, разбили несколько радиоприёмников о большую синюю бочку и ещё многими различными способами намусорили на сцене.







Весь мусор сбрасывался публике. Поиграть, постучать.








Посетила наш город и Emilie Autumn с её мобильной шестой палатой.

















В этот день в Берлине выступала и Anathema. Их я тоже люблю и уважаю, причём с давних времён, но конкуренцию Эмили они составить никак не могут.







Если кто-то не видел её выступление вживую, то осмелюсь ехидно заявить, что пропустили вы многое, очень многое. Девушка эта совершенно гениальная и совершенно свихнувшаяся. В хорошем смысле этого слова. Жаль, но в сети нет видео её выступлений во вменяемом качестве. Разве что вот здесь более-менее приличный звук, но без того шоу, что было в Берлине.


Остальные фотографии с выступления здесь.







В ноябре имел место быть фестиваль Out of Line. Все фотографии тута.

Первая группа была странная и невнятная. Второй - мескиканский одноглазый бешенный циклоп Amduscia. Хорошо покричал и попрыгал.















Потом - синтипопсовая Ashbury Heights. На дисках музыка ихняя вызвала у меня лёгкую скуку, переходящую в здоровый сон. Но на концерте было очень даже весело. Как-то я проникся и очень даже остался доволен.







Только вот мне, как нелюбителю излишков железа на лице, осталось неясно, зачем же девочка себя так.






Потом были злые дядьки Agonoize. В намордниках и без.











На сцене развесили таблички "Внимание! На полу будет кровь!" Прямо перед сценой стояли несколько человек в светлой одежде. Они-то думали, что таблички шутят. Хе, как бы не так. Я-то, зная, что из себя представляет выступление группы, успел прикрыть собой камеру в последний момент, когда злой дядька вскрывал себе вены. Многие фотографы не успели, и их объективы, как и одежды публики в первых трёх рядах. оказались залиты красной жидкостью неопределённого происхождения. Уж и не знаю, сколько счетов из прачечной получает менеджер группы после концертов.







Очень ветераны Die Form.






Сцену закрыли решёткой и оставили только один красный прожектор. Фотографы, аки новорожденные утконосы, тщетно пытались просунуть в решётку объектив и хоть что-то запечатлеть.







Вот, какой-то нарушитель правил помог мне своей вспышкой. Я даже знаю, какой, но не выдам.







В прошлое воскресенье ходил на Darkest Tour. Пошёл в первую очередь ради Asrai, ну и Moonspell в очередной раз посмотреть. Около сотни фотографий лежит здесь. Итоги фестиваля: всё было очень плохо.

Во-первых, готическая Asrai отказалась от участия в турне в компании с сатанистскими блекметалистами. Не знаю, как они вообще там оказались. Видать кто-то в концертной агентуре неверную клавишу нажал.

Во-вторых, звукорежисёр был или глухой или пьяный. Очень хорошо слышался ударник. Всё остальное, гитары и вокал, шли очень робким задним фоном. Словно в зале стояла пара сотен стиральных машин, набитых кирпичами. И всё это было очень громко, офигенно громко. Мановара из книги рекордов этим они, конечно, не вытеснили, но удовольствие посетителям испортили основательно.






Очень удивился, увидев на концерте вымирающего жанра не дедушек с клюкой, но какую-то странную молодёжь, не определившую своё место между готикой, блекерами и эмо.






Греки Septic Flesh очень разочаровали, не исполнив ничего из мелодичных альбомов, вроде "Revolution DNA", весь концерт хрипевшие нечто невнятно-мясное.







Moonspell старались, но при столь коряво поставленном звуке и они звучали как гаражная школьная панк-группа. Светорежисёр был тоже тем ещё шутником. Либо же он ненавидел фотографов и со знанием дела портил им всю работу.

Во время первой песни всех групп были включены только ярко-красные прожектора, выбивавшие всё и всех на фотографиях. Вторую песню включали очень тёмный синий свет. Третью песню исполнителей освещали только пульсирующим ярко-белым жёстким светом снизу. Если бы это был мой первый концерт, я бы ушёл в затяжную депрессию и больше никогда не ходил бы с камерой на концерты.






Справа затесались типичные эмо-мальчики с майками "Cradle of Filth". Всё-таки Берлин - абсурдный город.




















Кто залез к нам в огород?
Это страшный Горгорот!
















Всё-таки смешные они ребята, эти блекеры, с их перевёрнутыми крестиками, размалёванными физиономиями, цепями и шипами. В двадцать первом веке выглядят они нелепо, как домашняя кошка, которой надели боксёрские перчатки. И, в отличие от готов, прекрасно понимающих несуразности в стилистике и умеющих их обыгрывать, сатанисты-металисты воспринимают себя очень даже всерьёз.







Вокалист ходил по сцене с усталым видом ночного сторожа и показывал залу козу.







Бывая на таких концертах, с пьяной волосатой ребятнёй в застиранных чёрных майках, понимаю, что из возраста Вакена, Sumerbreeze и подобных металических тусовок, я уже вышел. Как-то шумно, пьяно и мордобойно. Утомляет.







Привет, сатанисты! - крикнул дядька.
Привет, дядька! - ответили шахтёры.






Загадка для знатоков: "маленькое, круглое, шипастое. Катается по сцене, хрипит и визжит. Что такое?"






Правильно - Дани Филф.









Вообще-то музыку их вполне люблю и на полке у меня стоят все их альбомы. Причём в самом прямом смысле - честно купленные и совсем лицензионные. Уже за то, что Cradle of Filth умудрилась собрать среди своих поклонников и более-менее примирить радикальных металистов и готов, группа заслужила почётное место в истории музыки. Дополнительный жирный плюс - за очень нестандартные интересные тексты, в которых замечательно раскрывается прелесть английского языка, недоступная хип-хоперам, рэперам и прочим лингвистическим пехотинцам.

Но на концерты их лучше не ходить. Скучно. Но эффектно. Но скучно.






Под конец на сцену выползла трёхметровая дура, изображающая гламурный скелет. Дура осторожно тыкалась из угла в угол на согнутых коленях, очень стараясь не навернуться на потеху публике.







А чтобы не заканчивать пост на такой угрюмой ноте, вот - цветочек. Правда я его на кладбище сфотографировал. Но зато цветочек.












В начале сего трактата намылился я парой мыслей о концертной фотографии поделиться. Никому не нужно? Нет? Я всё равно поделюсь. В ближайшее время balsara собирается написать на эту тему подробней, собрав мнения разных людей, более-менее сталкивающихся с этой темой. Пока - просто пара идей в качестве наброска.

Значит так, концертная фотография.

Самое главное.

Первое, что должен брать с собой концертный фотограф, наличие чего он должен проверять до камеры, объективов, карточек памяти и кошелька: ушные заглушки. Или ушные затычки, кому как нравится. В мелких клубах забыть их не так страшно. На крупных концертах может быть не очень приятно. Если кто-то сомневается в важности сего аксессуара, то советую пару сезонов пофотографировать крупные концерты, а через лет двадцать мы с ним ещё раз поговорим на эту тему. Точнее я буду говорить, а он пытаться читать по губам.



1. Какая камера?

Чем лучше, тем лучше. Как-то в тёмном-претёмном клубе довелось снимать на свои 350D и 5D и чужую 1Ds II. Мелкая камера тыкалась в темноте как слепой щенок, иногда находя фокус, но тут же передумывая и устремляясь в дальнейшие поиски своего Эльдорадо резкости. Пятёрка была неспешна, как тот бык, идущий с холма к стаду, но фокус ловила. Старший брат их умудрялся фокусироваться даже там, где глаз ничего не видел.



2. Какой объектив?

Светлый, быстрый. Теоретически, при ограниченных возможностях передвижения перед сценой, зум незаменим. Но он должен быть очень хорошим и очень светлым. Такие объективы обычно дорогие и тяжёлые. Как-то на один концерт взял я 70-200/2,8. Через пятнадцать минут, когда были отсняты положенные три песни, я проклял этот фауст-патрон и решил, что спортом заниматься лучше дома с гантелями. Между делом, перепробовав несколько зумов и фикс-объективов, я остановился на наборе, оптимальном для меня по светосиле и по весу.

В начале концерта использую 17-40 для пары общих фотографий. Несморя на то, что в кадр попадают и зрители, и музыканты, атмосферу концерта этот объектив толком не передаёт.

Затем как минимум одну песню снимаю на 85/1,8. На полном формате он - ни рыба, ни мясо, как раз что надо.

В маленьких клубах перехожу затем на 50/1,4. В больших залах использую 200/2,8. Несмотря на слишком большое фокусное расстояние, практически все фотографии, которыми я абсолютно доволен и даже где-то горжусь, были сняты на 200/2,8.



3. JPG или RAW?

Этот выбор делает каждый для себя сам. Возможно это просто совпадение, но я пока не видел ни одного фотографа, снимающего в jpg, чьи фотографии были бы действительно качественными. Но не исключаю, что где-то такие фотографы есть. Что до меня, я не хотел бы отказываться от возможностей корректировать фотографии, коорые предоставляет формат RAW. А корректировать при бешенно меняющемся свете нужно много.



4. Av, Tv, M?

Знаю, что некоторые фотографы снимают концерты в приоритете диафрагмы (Av). На джазовом или классическом концерте с более-менее постоянным светом это неплохое решение, но на более энергичных мероприятиях этот режим будет скорее помехой. Для себя я нашёл оптимальное решение: снимаю в ручном режиме, устанавливая выдержку на максимально возможную при данном объективе плюс небольшой запас (1/100 для 85, 1/250 на 200 и т.д), диафрагма прикрыта на ступень-полторы для оптимальной резкости. Во время концерта меняю только чувствительность. Для всех концертов в закрытых помещениях, которые мне пока доводилось снимать, ниже ISO 400 пока никогда не доводилось опускать, даже при кажущемся ярком свете. Чаще всего приходится использовать от 1600 до 3200.



5. Canon или Nikon?

Конечно Canon. Он по алфавиту раньше идёт.



6. Про "фото-яму".

Некоторые фотографы считают, что отгороженное пространство между сценой и зрителями предназначено для них. Это совершенно не так. Основное предназначение этого пространства - отделить буйных зрителей от не менее буйных музыкантов и значит принадлежит эта площадь работникам службы безопасности. Пускать в эту зону фотографов или нет, дело устроителя. В Европе устоялась традиция резрешения фотографировать первые три песни без вспышки. Но это только традиция, если устроитель решит установить свои правила, он имеет на это полное право. Фотографу на концертах никто ничего не должен.

Ах да, пока на забыл: спорить с работниками службы безопасности - дело в принципе не очень умное, будь то на дискотеке или в супермаркете. На фестивалях, где тебе придётся иметь дело с этим работником неоднократно в течении нескольких дней, конфликтов тем более лучше избегать. Как-то было дело, слишком шумного парнька-фотографа, любившего поскандалить, потом каждый раз задерживали и пропускали последним, когда все хорошие места были заняты.



7. Куда лучше становиться?

Если фотографов много, больше двадцати, то есть большая вероятность, что передвигаться будет невозможно, поэтому лучше сразу занять хорошее место. Оно точно не в самом центре перед сценой, где вокалист будет закрыт микофоном. Лучше всего перед концертом поинтересоваться, кто из группы самый колоритный, посмотреть на том же ютьюбе, где кто обычно стоит, ходят ли музыканты по сцене или стоят на своих местах. Да и в принципе, как охотник изучает поведение потенциальной добычи, так и концертному фотографу неплохо поинтересоваться поведением его объектов фотосъёмки. Тем более, что времени для его целей у фотографа куда меньше, чем у охотника.

Вот, в принципе, такие вот мысли. Желаю приятных выходных!




















Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 277 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →